Совет ГК АИУС РСЧС

Положение

Опубликован текст Положения о совете главных конструкторов АИУС РСЧС ...

Подробнее...

Сайт

Маршрутизация вызовов по номеру 112

Опубликована форма заявки для изменения номера для маршрутизации вызовов по... ...

Подробнее...

Карта строительства

Карта строительства
Подробнее...
Яндекс.Метрика

Нормативно-законодательная база

Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) в Российской Федерации изначально создавалась на региональном и муниципальном уровнях. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в статье 11 предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие, а органы местного самоуправления участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112». Указанные полномочия были внесены Федеральным законом от 11 февраля 2013 года № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Вопросы создания системы-112 также определяются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

Федеральным законом от 28.12.2013 № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»;

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Основы правового режима системы-112 и полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления предусмотрены актами Президента Российской Федерации и подзаконными актами Правительства Российской Федерации, такими как:

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».

Важным вопросом правового регулирования при создании системы-112 является вопрос доведения вызова (сообщения о происшествии) до дежурно-диспетчерских служб (далее – ДДС) соответствующих экстренных оперативных служб. Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

«21) организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

(часть 21 ст. 26.3 в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ)

31) организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

45) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;»

Таким образом, полномочия по доведению вызова до ДДС с использованием системы-112 установлены действующим законодательством. Для реализации указанных полномочий субъектами Российской Федерации должны быть запланированы необходимые финансовые средства.

В рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 223, оказана финансовая поддержка из федерального бюджета 76 субъектам Российской Федерации на создание базовой инфраструктуры системы-112. Оставшиеся 9 субъектов Российской Федерации приняли решение создавать систему-112 за счет региональных и местных бюджетов, а также реализации инвестиционных проектов.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация – собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст.13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст.33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора № 542 от 15 ноября 2013 г. предусматривает обязательства организаций – собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» определено, что аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение. Исходя из вышесказанного, субъекты Российской Федерации обеспечивают связь с аварийно-диспетчерскими службами эксплуатационных организаций газораспределительной сети, а указанные службы обязаны обеспечить автоматизированное взаимодействие с системой-112.

Для разъяснения вопросов создания, эксплуатации и развития системы-112 МЧС России ежегодно издает методические материалы, с которыми можно ознакомится на настоящем сайте в разделе «Библиотека/Методические материалы» и на официальном сайте МЧС России в разделе «Деятельность/Методические материалы».