Сайт

Маршрутизация вызовов по номеру 112

Опубликована форма заявки для изменения номера для маршрутизации вызовов по... ...

Подробнее...

Совет ГК АИУС РСЧС

Положение

Опубликован текст Положения о совете главных конструкторов АИУС РСЧС ...

Подробнее...

Карта строительства

Карта строительства
Подробнее...
Яндекс.Метрика

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: При создании системы-112 была принята концепция, которая не предусматривает использования единого программного обеспечения. Зачем МЧС России разработало унифицированное специальное программное обеспечение - УСПО-112? Насколько это соответствует действующему законодательству о контрактной системе и защите конкуренции?

Ответ: В связи с существенным сокращение финансовых расходов федерального бюджета на создание системы-112 в рамках выполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 30 декабря 2014 года № РД-П10-9671 на коллегиях МЧС России 4 февраля 2015 года (протокол № 3/VI) и 27 марта 2015 года (протокол № 7-II), были рассмотрены вопросы повышения эффективности работ по созданию системы-112 в Российской Федерации. Принятые решения в том числе предусматривали, начиная с 2015 года, использование при создании центров обработки вызовов системы-112 типовых программно-технических комплексов (далее – ТПТК ЦОВ) совместно с единым унифицированным специальным программным обеспечением (далее – УСПО-112), передаваемым субъектам Российской Федерации на безвозмездной основе.

Вместе с тем, субъекты Российской Федерации, располагающие достаточными финансовыми средствами для оплаты лицензий на специальное программное обеспечение системы-112 коммерческих разработчиков, могут не обращаться в МЧС России за УСПО-112 и создавать систему-112 на своей территории с использованием этого программного обеспечения при условии его соответствия техническим требованиям к системе-112, что полностью соответствует действующему законодательству о контрактной системе и защите конкуренции.

 

Вопрос: Принадлежит ли УСПО-112 МЧС России, или права на него имеет разработчик? Чем такие права документально подтверждаются?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Нормы главы 70 ГК РФ по авторскому праву распространяются на программы для ЭВМ и базы данных.

Факт признания исключительного права МЧС России на программу для ЭВМ – УСПО-112 подтверждается фактом его создания в соответствии с государственным контрактом от 02.12.2014 № 0373100038714000278 (http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=0373100038714000278), в соответствии с пунктом 7.2 которого права на результаты, полученные при выполнении работы, принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает МЧС России, а также платежными поручениями от 30.12.2014 № 588300 и от 22.12.2015 № 679591 и актами от 20.12.2014 №1 и от 15.11.2015 №2, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок.

В отношении программы для ЭВМ – УСПО-112 также проведена регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ, и получено Свидетельство о государственной регистрации программы № 2015615778, выданное 22 мая 2015 года Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

 

Вопрос: Подключение служб ЖКХ к системе-112 уже реализовано в некоторых субъектах. Например, в соответствии с ответом из Департамента ГОЧСиПБ г Москвы от 17.04.2018 № 27-05-192/8 говориться что службы АО «Мосводоканал» и ПАО «МОЭСК» входят в систему-112 без присвоения отдельного короткого номера экстренных оперативных служб. В ответе из Департамента ГОЧСиПБ г. Москвы от 11.05.18 № 27-05-426/8 сказано, что в соответствии со ст. 26 ФЗ от 07.07.03 №126-ФЗ «О связи» регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Согласно ст. 5, ст. 7 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ от 13.07.04 №350, выделение ресурса нумерации электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи. Такая государственная услуга предоставляется Россвязью за счёт средств федерального бюджета и, согласно ст. 5 Административного регламента Россвязи, утверждённого приказом Минсвязи РФ от 02.07.12 №167, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в предоставлении такой государственной услуги не участвуют, В ответе из Минкомсвязи РФ от 31.05.18 №П 19-10647-ОГ говориться, что выделение отдельного короткого номера системе 112, а также выделение специальных номеров экстренных служб: 101, 102, 103, 104 предоставляется с соответствии с перечнем ЭОС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 12,04 №894. В ответе из Минкомсвязи от 29.0618 №П19-12665-ОГ сказано, что внесение дополнений в перечень ЭОС может быть инициировано МЧС РФ. Прошу МЧС РФ иницировать внесение дополнений в перечень ЭОС с целью чтобы Минкомсвязь внедрила аварийные службы ЖКХ в систему 112 (с присвоением добавочного номера 4) и систему 104.

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:

а) службы пожарной охраны;

б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

в) службы полиции;

г) службы скорой медицинской помощи;

д) аварийной службы газовой сети;

е) службы «Антитеррор».

Аварийные службы ЖКХ (электроснабжения, водоснабжения) в указанный перечень не входят.

Поставщики коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, обязаны предоставить заказчику услуг адреса и номера телефонов своей диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы.

Таких организаций может быть чрезвычайно много, что создает существенные сложности с организацией правильной маршрутизации поступивших вызовов. В случае, если аварийная ситуация не несет угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), такие аварийно-диспетчерские службы оказывают услуги в соответствии с заключенными соглашениями.

Вместе с тем, муниципальными образованиями на своей территории создаются единые дежурно-диспетчерские службы (далее – ЕДДС). Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий). Основными задачами ЕДДС в том числе является прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерский или аварийно-диспетчерской службы, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение. Наделение ЕДДС полномочиями по решению аварийных ситуаций в сфере ЖКХ полностью находится в компетенции муниципальных образований.

Вопрос включения в перечень экстренных оперативных служб аварийных и диспетчерских служб электрических и водопроводных сетей требует не только выделения короткого номера для их вызова, но и создания на территории муниципального образования единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС), являющейся органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).

В соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее – ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).

Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее – ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958, система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) предназначена для информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ЕДДС муниципальных образований, а также ДДС экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос организации реагирования и организации совместных действий по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) с участием организаций, обеспечивающих элекро- и водоснабжение при поступлении вызовов на единый номер «112» решен в системе-112.

Решения проблемных вопросов элекро- и водоснабжения, не требующих экстренного реагирования, осуществляется соответствующими аварийными службами в соответствии с действующим законодательством без использования возможностей системы-112.

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исходя из местных условий, вправе определять организации, которым наряду с дежурно-диспетчерскими службами, указанными в пункте 7 Положения, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.

 

Вопрос: Предлагаю помимо вызова служб 112 по телефону ввести также письменный формат вызова через WhatsApp или другой мессенджер, что позволит вызвать 112 глухим.

Ответ: Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 188) внесены нормы о создании и ведении Реестра российского программного обеспечения (далее – ПО). Целью создания Реестра в том числе является расширение использования российского ПО в органах государственной власти Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято для урегулирования вопросов, переданных в ведение Правительства Российской Федерации Законом № 188. В Постановлении подтверждается запрет на приобретение иностранного ПО или прав на его использование при совершении закупок в интересах государственных структур.

Зарубежное ПО можно использовать когда:

в Реестре российского программного обеспечения нет ПО с нужной функциональностью;

ПО, содержащееся в Реестре, по функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

Большинство популярных мессенджеров, включая WhatsApp, являются ПО, происходящим из иностранных государств. В связи с этим их использование для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не представляется возможным.

Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 15.12.2017 № 6 утвержден и реализуется План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2018-2022 годы, предусматривающий, в том числе внедрение технологий с использованием отечественного оборудования и программного обеспечения, для доступа лиц с ограниченными возможностями к возможностям системы-112.

В настоящий момент в рамках национального проекта «Цифровая экономика планируется создание специализированного сервиса «Единое мобильное приложение для звонков в 112», который в том числе решит вопросы передачи текстовых, фото и видео сообщений в экстренные оперативные службы.

Вместе с тем, вызов экстренных оперативных служб по номеру «112» для лиц с ограниченными возможностями обеспечен и в настоящее время. Так федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в статью 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» внесено изменение, предусматривающее обязательность обеспечения возможности вызова экстренных оперативных служб инвалидами по слуху путем отправления коротких текстовых сообщений через подвижную радиотелефонную связь.

Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издан приказ от 01.12.2016 №607 «Об утверждении Правил определения места нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», и Порядка предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», предусматривающий порядок реализации вызова экстренных оперативных служб глухими и лицами с нарушениями слуха в системе-112. Также Минкомсвязи России издана Программа и методика проведения проверки положений Приказа от 01.12.2016 №607 Минкомсвязи России (утв. Минкомсвязи России 14 июля 2017 г.).

Во всех субъектах Российской Федерации, где система-112 создана в полном объеме, обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» глухими и лицами с нарушениями слуха с использованием системы-112 посредством коротких текстовых сообщений (SMS) через подвижную радиотелефонную связь.

Также субъектами Российской Федерации создаются региональные диспетчерские службы (далее – РДС) социального сопровождения инвалидов. Так в 2016 году субъекты Российской Федерации, включившие в свою программу «Доступная среда» мероприятия по открытию РДС, получили дополнительное финансирование в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 № 567-р «О распределении субсидии в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» из федерального бюджета. В 2017 году указанные субсидии были предоставлены Пермскому краю и Свердловской области (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2868-р).

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам прямой линии 17 апреля 2014 г. (пункт 9 Перечня поручений от 24.04.2014 № Пр-935) автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с МЧС России в Курской и Московской областях проведены мероприятия по отработке возможности вызова экстренных оперативных служб людьми с ограниченными возможностями по слуху с использованием специализированных аппаратно-программных комплексов. В рамках проведения пилотной апробации в Московской области осуществлено тестирование взаимодействия Регионального диспетчерского центра по работе с инвалидами по слуху с Центром обработки вызовов системы-112. В Курской области Диспетчерский центр связи для глухих открыт 3 марта 2017 г.

Эксперимент признан успешным, субъектам Российской Федерации рекомендовано учитывать результаты эксперимента при создании системы-112.

По итогам встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, 5 декабря 2017 г. подготовлен перечень поручений Президента Российской Федерации от 13.01.2018 № Пр-50 (далее – Перечень).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Перечня Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в целях повышения доступности реабилитационных и абилитационных услуг принять меры по созданию и развитию региональных и муниципальных центров комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, предусмотрев участие в их работе врачей, психологов и педагогов.

Начиная с 2019 года, Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297, предусмотрена поддержка субъектов Российской Федерации посредством предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в региональную программу, в том числе средства могут быть предусмотрены на создание и обеспечение функционирования РДС.