Совет ГК АИУС РСЧС

Положение

Опубликован текст Положения о совете главных конструкторов АИУС РСЧС ...

Подробнее...

Сайт

Маршрутизация вызовов по номеру 112

Опубликована форма заявки для изменения номера для маршрутизации вызовов по... ...

Подробнее...

Карта строительства

Карта строительства
Подробнее...
Яндекс.Метрика

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: При создании системы-112 была принята концепция, которая не предусматривает использования единого программного обеспечения. Зачем МЧС России разработало унифицированное специальное программное обеспечение - УСПО-112? Насколько это соответствует действующему законодательству о контрактной системе и защите конкуренции?

Ответ: В связи с существенным сокращение финансовых расходов федерального бюджета на создание системы-112 в рамках выполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 30 декабря 2014 года № РД-П10-9671 на коллегиях МЧС России 4 февраля 2015 года (протокол № 3/VI) и 27 марта 2015 года (протокол № 7-II), были рассмотрены вопросы повышения эффективности работ по созданию системы-112 в Российской Федерации. Принятые решения в том числе предусматривали, начиная с 2015 года, использование при создании центров обработки вызовов системы-112 типовых программно-технических комплексов (далее – ТПТК ЦОВ) совместно с единым унифицированным специальным программным обеспечением (далее – УСПО-112), передаваемым субъектам Российской Федерации на безвозмездной основе.

Вместе с тем, субъекты Российской Федерации, располагающие достаточными финансовыми средствами для оплаты лицензий на специальное программное обеспечение системы-112 коммерческих разработчиков, могут не обращаться в МЧС России за УСПО-112 и создавать систему-112 на своей территории с использованием этого программного обеспечения при условии его соответствия техническим требованиям к системе-112, что полностью соответствует действующему законодательству о контрактной системе и защите конкуренции.

 

Вопрос: Принадлежит ли УСПО-112 МЧС России, или права на него имеет разработчик? Чем такие права документально подтверждаются?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Нормы главы 70 ГК РФ по авторскому праву распространяются на программы для ЭВМ и базы данных.

Факт признания исключительного права МЧС России на программу для ЭВМ – УСПО-112 подтверждается фактом его создания в соответствии с государственным контрактом от 02.12.2014 № 0373100038714000278 (http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=0373100038714000278), в соответствии с пунктом 7.2 которого права на результаты, полученные при выполнении работы, принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает МЧС России, а также платежными поручениями от 30.12.2014 № 588300 и от 22.12.2015 № 679591 и актами от 20.12.2014 №1 и от 15.11.2015 №2, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок.

В отношении программы для ЭВМ – УСПО-112 также проведена регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ, и получено Свидетельство о государственной регистрации программы № 2015615778, выданное 22 мая 2015 года Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

 

Вопрос: Подключение служб ЖКХ к системе-112 уже реализовано в некоторых субъектах. Например, в соответствии с ответом из Департамента ГОЧСиПБ г Москвы от 17.04.2018 № 27-05-192/8 говориться что службы АО «Мосводоканал» и ПАО «МОЭСК» входят в систему-112 без присвоения отдельного короткого номера экстренных оперативных служб. В ответе из Департамента ГОЧСиПБ г. Москвы от 11.05.18 № 27-05-426/8 сказано, что в соответствии со ст. 26 ФЗ от 07.07.03 №126-ФЗ «О связи» регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Согласно ст. 5, ст. 7 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ от 13.07.04 №350, выделение ресурса нумерации электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи. Такая государственная услуга предоставляется Россвязью за счёт средств федерального бюджета и, согласно ст. 5 Административного регламента Россвязи, утверждённого приказом Минсвязи РФ от 02.07.12 №167, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в предоставлении такой государственной услуги не участвуют, В ответе из Минкомсвязи РФ от 31.05.18 №П 19-10647-ОГ говориться, что выделение отдельного короткого номера системе 112, а также выделение специальных номеров экстренных служб: 101, 102, 103, 104 предоставляется с соответствии с перечнем ЭОС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 12,04 №894. В ответе из Минкомсвязи от 29.0618 №П19-12665-ОГ сказано, что внесение дополнений в перечень ЭОС может быть инициировано МЧС РФ. Прошу МЧС РФ иницировать внесение дополнений в перечень ЭОС с целью чтобы Минкомсвязь внедрила аварийные службы ЖКХ в систему 112 (с присвоением добавочного номера 4) и систему 104.

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе:

а) службы пожарной охраны;

б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

в) службы полиции;

г) службы скорой медицинской помощи;

д) аварийной службы газовой сети;

е) службы «Антитеррор».

Аварийные службы ЖКХ (электроснабжения, водоснабжения) в указанный перечень не входят.

Поставщики коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, обязаны предоставить заказчику услуг адреса и номера телефонов своей диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы.

Таких организаций может быть чрезвычайно много, что создает существенные сложности с организацией правильной маршрутизации поступивших вызовов. В случае, если аварийная ситуация не несет угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), такие аварийно-диспетчерские службы оказывают услуги в соответствии с заключенными соглашениями.

Вместе с тем, муниципальными образованиями на своей территории создаются единые дежурно-диспетчерские службы (далее – ЕДДС). Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий). Основными задачами ЕДДС в том числе является прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурно-диспетчерский или аварийно-диспетчерской службы, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение. Наделение ЕДДС полномочиями по решению аварийных ситуаций в сфере ЖКХ полностью находится в компетенции муниципальных образований.

Вопрос включения в перечень экстренных оперативных служб аварийных и диспетчерских служб электрических и водопроводных сетей требует не только выделения короткого номера для их вызова, но и создания на территории муниципального образования единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС), являющейся органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).

В соответствии с Положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7, ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее – ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).

Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее – ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958, система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112) предназначена для информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ЕДДС муниципальных образований, а также ДДС экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос организации реагирования и организации совместных действий по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) с участием организаций, обеспечивающих элекро- и водоснабжение при поступлении вызовов на единый номер «112» решен в системе-112.

Решения проблемных вопросов элекро- и водоснабжения, не требующих экстренного реагирования, осуществляется соответствующими аварийными службами в соответствии с действующим законодательством без использования возможностей системы-112.

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исходя из местных условий, вправе определять организации, которым наряду с дежурно-диспетчерскими службами, указанными в пункте 7 Положения, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с системой-112.

 

Вопрос: Предлагаю помимо вызова служб 112 по телефону ввести также письменный формат вызова через WhatsApp или другой мессенджер, что позволит вызвать 112 глухим.

Ответ: Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 188) внесены нормы о создании и ведении Реестра российского программного обеспечения (далее – ПО). Целью создания Реестра в том числе является расширение использования российского ПО в органах государственной власти Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято для урегулирования вопросов, переданных в ведение Правительства Российской Федерации Законом № 188. В Постановлении подтверждается запрет на приобретение иностранного ПО или прав на его использование при совершении закупок в интересах государственных структур.

Зарубежное ПО можно использовать когда:

в Реестре российского программного обеспечения нет ПО с нужной функциональностью;

ПО, содержащееся в Реестре, по функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

Большинство популярных мессенджеров, включая WhatsApp, являются ПО, происходящим из иностранных государств. В связи с этим их использование для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не представляется возможным.

Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 15.12.2017 № 6 утвержден и реализуется План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2018-2022 годы, предусматривающий, в том числе внедрение технологий с использованием отечественного оборудования и программного обеспечения, для доступа лиц с ограниченными возможностями к возможностям системы-112.

В настоящий момент в рамках национального проекта «Цифровая экономика планируется создание специализированного сервиса «Единое мобильное приложение для звонков в 112», который в том числе решит вопросы передачи текстовых, фото и видео сообщений в экстренные оперативные службы.

Вместе с тем, вызов экстренных оперативных служб по номеру «112» для лиц с ограниченными возможностями обеспечен и в настоящее время. Так федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в статью 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» внесено изменение, предусматривающее обязательность обеспечения возможности вызова экстренных оперативных служб инвалидами по слуху путем отправления коротких текстовых сообщений через подвижную радиотелефонную связь.

Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издан приказ от 01.12.2016 №607 «Об утверждении Правил определения места нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», и Порядка предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», предусматривающий порядок реализации вызова экстренных оперативных служб глухими и лицами с нарушениями слуха в системе-112. Также Минкомсвязи России издана Программа и методика проведения проверки положений Приказа от 01.12.2016 №607 Минкомсвязи России (утв. Минкомсвязи России 14 июля 2017 г.).

Во всех субъектах Российской Федерации, где система-112 создана в полном объеме, обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» глухими и лицами с нарушениями слуха с использованием системы-112 посредством коротких текстовых сообщений (SMS) через подвижную радиотелефонную связь.

Также субъектами Российской Федерации создаются региональные диспетчерские службы (далее – РДС) социального сопровождения инвалидов. Так в 2016 году субъекты Российской Федерации, включившие в свою программу «Доступная среда» мероприятия по открытию РДС, получили дополнительное финансирование в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 № 567-р «О распределении субсидии в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» из федерального бюджета. В 2017 году указанные субсидии были предоставлены Пермскому краю и Свердловской области (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2868-р).

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам прямой линии 17 апреля 2014 г. (пункт 9 Перечня поручений от 24.04.2014 № Пр-935) автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с МЧС России в Курской и Московской областях проведены мероприятия по отработке возможности вызова экстренных оперативных служб людьми с ограниченными возможностями по слуху с использованием специализированных аппаратно-программных комплексов. В рамках проведения пилотной апробации в Московской области осуществлено тестирование взаимодействия Регионального диспетчерского центра по работе с инвалидами по слуху с Центром обработки вызовов системы-112. В Курской области Диспетчерский центр связи для глухих открыт 3 марта 2017 г.

Эксперимент признан успешным, субъектам Российской Федерации рекомендовано учитывать результаты эксперимента при создании системы-112.

По итогам встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, 5 декабря 2017 г. подготовлен перечень поручений Президента Российской Федерации от 13.01.2018 № Пр-50 (далее – Перечень).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Перечня Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в целях повышения доступности реабилитационных и абилитационных услуг принять меры по созданию и развитию региональных и муниципальных центров комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, предусмотрев участие в их работе врачей, психологов и педагогов.

Начиная с 2019 года, Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297, предусмотрена поддержка субъектов Российской Федерации посредством предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в региональную программу, в том числе средства могут быть предусмотрены на создание и обеспечение функционирования РДС.